Мадонна с младенцем и...щеглом
В этом году мы изучали не только загадки Петербурга, но и живопись Леонардо да Винчи. Можно ли объединить такие разные темы? Конечно, можно!
Из полутора десятков сохранившихся до сегодняшнего дня картин Леонардо да Винчи две находятся в России, обе - в Петербурге, обе - в Эрмитаже.
Одна из них - "Мадонна Бенуа", другая - "Мадонна Литта", репродукция которой, по моим наблюдениям, украшала стену в каждой третьей интеллигентной квартире советского Ленинграда. Однако даже те, у кого "Мадонна Литта" висела всю жизнь прямо над кроватью, не замечают: на картине не два персонажа, а три.
Дева Мария кормит грудью младенца Христа, который, в свою очередь, левой ручкой сжимает маленькую птичку с красной головкой. Эта птичка - щегол. Щеглов среди других мелких птиц и правда держали для развлечения в богатых домах эпохи Возрождения. Но птица на этой картине - вовсе не жанровый элемент, она имеет очень конкретное символическое значение.
Согласно средневековой легенде, когда Христос был распят, мимо пролетал щегол. Щегол хотел помочь Иисусу, но что может сделать маленькая птичка? И тогда щегол вытащил иголку из тернового венца Христа. Капля крови Иисуса упала на голову (в другом варианте - на грудь) птицы и осталась там навечно. Таким образом, щегол в религиозной западноевропейской живописи - частотный символ распятия и милосердия.
Занятно, что на картине есть и ещё одна аллегория милосердия. Это зашнурованный разрез на платье на уровне левой груди Мадонны. Как фасон платья связан с милосердием, почему художники, копировавшие эту картину, не могли справиться с причёской Богородицы и правда ли, что "Мадонна Литта" привела к официальному церковному запрету на иконографический тип "Мадонна Млекопитательница" - об этом речь шла в видеокурсе "Леонардо да Винчи", в котором мы разбирали ВСЕ сохранившиеся картины великого гения. Курс уже посмотрело около 200 участников этой группы.
Если Вы тоже захотите приобрести этот видеокурс - возможность сделать это будет на последней неделе декабря.
PS В соответствии с музейным законодательством РФ, запрещающим свободное воспроизведение музейных ценностей, картина "Мадонна Литта" заменена маркой СССР 1970 года выпуска, являющейся независимым художественным произведением, созданным на основе картины Государственного Эрмитажа.